CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Календарь

 

Февраль

 
 

12

 
 

8

15

9

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

 

Имена

Пасхалия

 

30 января по старому стилю (12 февраля по новому). Вторник +

 

Праздник

Иже во свв. отец наших триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (Бд); празднество установлено в 1084.

Св. свщмч. Ипполита, папы Римскаго, и иже с ним Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих 20 мч.: Филика, Максима, Геркулина, Венерия, Стиракина, Мины, Коммода, Ермы, Мавра, Евсевия, Рустика, Монагрея, Амандина, Алимпия, Кипра, Феодора, Тривуна, Максима презвитера, Архелая диакона и Кирина епископа (III) (4).

Св. мч. Феофила новаго (784). Прп. Зинона (V). Обретение мощем свят. Климента, папы Римскаго (861).

Св. блгв. Петра, царя Болгарскаго (967). Прп. Зинона печерскаго (XIV).

На Утр. Ев. Ин. 36.

На Лит. Ап. Ияк. 54 и Евр. 334. Ев. Мр. 50 и Мф. 11.

На Павечернице — каноны: Богородице и ряд. святым.

 

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.
По воле Божией, в 1076 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

 

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона первой половины XVI в. Псков



Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников пострадали в III веке.

Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268 - 270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Исуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов - темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены. Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.

Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.

Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.

Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.

Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса. Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.

 

 

Священное Писание о вине и пьянстве.

 

Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен (Притч. 20, 1).


Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук (обильная и изысканная пища - ред.), не разбогатеет (Притч. 21, 17).


Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище (Притч. 23, 20-21).


Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты (Притч. 23, 31-34).


Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют (Ис. 5, 11-12).


О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его... И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали (2 Езд. 3, 18, 22-23).


Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем (Тов. 4, 15).


Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых - пьянством. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно... оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сир. 31, 29-35).

 

Для людей, проводящих жизнь в пьянстве и невоздержании, действительно, день превращается в ночной мрак, не оттого, что солнце гаснет, а оттого, что их ум омрачается пьянством. Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником... Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иной гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы.

 

Откуда болезни ног? Откуда головные боли? Откуда изобилие дурных соков? Откуда тысячи других болезней? Не от излишеств ли и поглощения вина сверх должной меры? Как корабль, переполненный водою, скоро погружается и тонет, так и человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец. Пьянство столь великое зло, что может лишить даже чувств, и заставляет разумного человека, получившего власть над всем существующим, лежать подобно бессильному трупу, связав его несокрушимыми узами; вернее же - и трупа хуже, потому что последний не способен ни на добро, ни на зло, а тот выставляется на всеобщее посмешище (Творения, т. 12. Слово о пресыщении и пьянстве).

 

...Подобно тому, как по миновании лихорадки остаются вредные следы лихорадки, так точно и после того, как пройдет опьянение, и в душе, и в теле продолжается буря опьянения, и бедное тело лежит разбитым, как корабль крушением, (а еще более его несчастная душа!), несмотря даже и на то, что оно разбито, возбуждает бурю и еще сильнее разжигает похоть... Что постыднее пьяного, который бессмысленно кружится, терпит тяжкое это крушение и дает неразумным повод хулить дары Божий? В самом деле, я слышу, как многие говорят, когда случится такое несчастие: пусть сгинет вино! О, безумие! О, сумасшествие! Потому, что другие грешат, ты осуждаешь дары Божий? Разве вино, человек, сделало это зло? Не вино, а невоздержность тех, кто худо пользуется им. Поэтому скажи: да не будет пьянства, да не будет пресыщения! Если же ты говоришь: да не будет вина, то, идя понемногу вперёд, скажешь: да не будет железа, по причине убийц; да не будет ночи, по причине воров; да не будет света, по причине клеветников; да не будет жены, по причине блуда; словом, уничтожишь все. предметы. Итак, не вино осуждай, а пьянство и тoго кто худо воспользовался добром (Творения, т. 12. Слово о пресыщении и пьянстве).


...Не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожаёт неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное Таинство нашего спасения.

...Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем оно делает как бы мертвым и бездейственным и заставляет лежать, как бы связанного какими неразрешимыми узами; или лучше сказать, - делает его хуже и мертвого.


Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность. Видя бесноватого, мы часто жалеем о нем...; но при виде пьяного поступаем напротив: негодуем, сердимся, произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно..:; но пьяный, что ни сделает, ни в чем не заслуживает извинения, ...потому что он сам по своей воле дошел до этого несчастного положения, сам предал себя во власть пьянству (Творения, т.4. Беседа на книгу Бытия» 29-я).

Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним.


Пьянство - многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь.


Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диявола.

 

Вот прекрасное опьнение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть.


Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли - все это пьянство повергает в море нечестия.


Не одних пьяниц постигает наказание, но вместе с ними и соучастников их, - и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят. Бога же ничто так не раздражает, как небрежение о спасении ближних.


Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец.


Храм Божий - это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диявола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием.


Пьянство - враг Божий; пост же - начало покаяния. Итак, если хочешь покаянием примириться с Богом, беги пьянства, чтобы оно не сделало тебя еще более чуждым Богу.


Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением, пьянством?


Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти.

 

Святитель Василий Великий:


Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог.


Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех, опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию.


В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва.


Чем отличен от бессловесных ты, человек? Не даром ли разума, который получив от своего Творца, стал ты начальником и господином всей твари? Поэтому, лишивший себя смысла по причине упоения приложйся скотом несмысленным и у подобней им (Пс. 48, 13). А я сказал бы лучше, что упивающийся несмысленнее и скотов... Ибо какое бессловесное так недостаточно видит и так недостаточно слышит, как упивающийся? Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим нередко бегут, как к знакомым... Они иногда смеются неумолчно, а иногда беспокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование безчувственнее самого сна...

 

Вино должно подавать помощь природе, но непозволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка.


Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом.


Упившийся низложен без меча, убит без врагов.

 

Как умолчу об этом? Как и оплачу сколько должно? Вино было у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божиему данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Пьянство - это добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство - матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок.


Жалкое зрелище для очей христианских! Того, кто цветет возрастом, полон телесных сил, отличен в воинских списках, того лежащего переносят домой; он не может стоять прямо и идти на своих ногах. Кто должен быть страшен врагам, тот делается поводом к смеху детям на торжище. Он низложен без меча, убит без врагов. Человек вооруженный, в самом цвете лет, стал добычею вина, готов потерпеть от врагов, что им угодно. Пьянство - утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть. Упившиеся - что иное, как не языческие идолы? Очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 113, 13-14); руки расслабели, ноги онемели. Кто злоумыслил это? Кто виновник сих зол? Кто растворил нам этот ад неистовства? Человек! из пиршества сделал ты битву. Выкидываешь юношей, выводимых под руки, как бы раненых с поля сражения, цвет юности умертвив вином. Зовешь к себе как друга на ужин, а выкидываешь от себя замертво, угасив в нем жизнь вином.


* * *


Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд - стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз -небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (Древний патерик).




 

e-mail автору проекта

 

НОВОЕ:

 

29 января - в "Современности" - Валерий Коровин "Признак конца"

 

15 января - в "Истории" - "Семейские Большого Куналея"

 

10 января - предлагаем вашему вниманию новый выпуск газеты "Община" №1 (34), январь 2013 год

 

31 октября - размещены Постановление Освященного Собора РПСЦ (16 - 18 октября 2012 года)

Наш баннер:
Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру